День Заратуштры и значение огня для зороастрийцев
Ежегодно 5 дея в Иране отмечается день Заратуштры, он же Зартушт или
Зороастр.
В зороастризме особое место, как известно, занимает огонь, который считается
чистым творением. Однако, зороастрийцы не поклоняются огнню, они
рассматривают его как символ божественного света. По степени своей
значимости он делится на 3 категории: "аташ-е дадгях" (огонь домашнего
очага), "аташ-е адуран" (огонь людей военного сословия) и "аташ-е Варахрам"
(огонь царей). Для того, чтобы поклониться огню, необходимо отправиться
в особое для зороастрийцев место - храм аташкаде. Внутри храма находится
алтарь огня, который нельзя тушить. Каждый подобный храм имеет 7 входов
и несколько восьмиугольных помещений.
Благие мысли - благие слова - благие поступки / tarikhfa.com
Исторически известны три храма, которые рассматриваются как основные или
соборные. Каждый из них можно было посещать лишь представителями одного
из трёх сословий, а огни всех других храмов зажигались от огня, взятого
в одном из этих трёх:
Азар Фаранбаг (посвящён священникам и мобедам);
Азар Гошнасб (посвящён царям, воинам и аристократам);
Азар Барзин-Мехра (посвящён крестьянам и ремесленникам).
Согласно зороастрийским учениям, первый храм огня в Иране появился
благодаря внуку Каюмарса Хушангом-шахом. Однажды он поднялся на гору
и увидел змею. Он захотел убить её камнем, но как только бросил его, тот упал
на другой камень и высек искру, зажёгся огонь. Царь мифической династии
Пишдадидов расценил это как знамение Бога и завещал своим спутникам
относиться к огню с почтением и обращаться к нему лицом во время молитвы.
Помимо храмов огня, иранские зороастрийцы имеют и другие места
поломничества (пир). Одим из самых известных из них является Пир-Сабз
или Чак-Чак, известный своей красивой зелёной пещерой, само наличие
которой рассматривается как божественное чудо.
Зороастрийский храм в центре пустыни / sajjadi.livejournal.com