День Заратуштры и значение огня для зороастрийцев

Ежегодно 5 дея в Иране отмечается день Заратуштры, он же Зартушт или

Зороастр.
В зороастризме особое место, как известно, занимает огонь, который считается

чистым творением. Однако, зороастрийцы не поклоняются огнню, они

рассматривают его как символ божественного света. По степени своей

значимости он делится на 3 категории: "аташ-е дадгях" (огонь домашнего

очага), "аташ-е адуран" (огонь людей военного сословия) и "аташ-е Варахрам"

(огонь царей). Для того, чтобы поклониться огню, необходимо отправиться

в особое для зороастрийцев место - храм аташкаде. Внутри храма находится

алтарь огня, который нельзя тушить. Каждый подобный храм имеет 7 входов

и несколько восьмиугольных помещений.

 

Благие мысли - благие слова - благие поступки / tarikhfa.com

 

Исторически известны три храма, которые рассматриваются как основные или

соборные. Каждый из них можно было посещать лишь представителями одного

из трёх сословий, а огни всех других храмов зажигались от огня, взятого

в одном из этих трёх:

Азар Фаранбаг (посвящён священникам и мобедам);

Азар Гошнасб (посвящён царям, воинам и аристократам);

Азар Барзин-Мехра (посвящён крестьянам и ремесленникам).

Согласно зороастрийским учениям, первый храм огня в Иране появился

благодаря внуку Каюмарса Хушангом-шахом. Однажды он поднялся на гору

и увидел змею. Он захотел убить её камнем, но как только бросил его, тот упал

на другой камень и высек искру, зажёгся огонь. Царь мифической династии

Пишдадидов расценил это как знамение Бога и завещал своим спутникам

относиться к огню с почтением и обращаться к нему лицом во время молитвы.

 

Помимо храмов огня, иранские зороастрийцы имеют и другие места

поломничества (пир). Одим из самых известных из них является Пир-Сабз

или Чак-Чак, известный своей красивой зелёной пещерой, само наличие

которой рассматривается как божественное чудо.

 

Зороастрийский храм в центре пустыни / sajjadi.livejournal.com