Персидский язык входит в число 10 древних языков,

сохранившихся до наших дней

 

Цилиндр Куроша / media.ws.irib.ir

 

Известный журнал «Культура» опубликовал статью, в которой персидский язык был представлен

в списке 10 древних языков, которые широко используются и по сей день.

В данный список вышеназванное издание наряду с фарси внесло  такие языки как

тамильский (южная Индия), литовский, исландский, иврит, македонский, язык басков,

финский, грузинский и ирландский. В начале статьи говорится о сравнении развития языка

с биологическими процессами, переходя постепенно от поколения к поколению. Таким образом,

не существует четкого разграничения между самим языком и тем языком, который

формируется уже в следующем поколении после него. В результате, невозможно с точностью

определить какой язык является более древним, так как возраст всех языков составляет

столько лет, сколько существует сам человек. Статья указывает на то, что персидский язык

вследствие большого количества людей, говорящих на нём в Иране, Афганистане и

Таджикистане имеет несколько различий. Интересным является тот факт, что

сегодняшние персофоны могут без труда прочесть текст 900-летней давности, чего нельзя

сказать о носителях английского языка, если они захотят сделать то же самое с

произведениями великого Шекспира.

 

Надпись на древнеперсидском / calligraphy-museum.com

 

Иранцы смогли сквозь века пронести «сладость» персидского языка. Этот эпитет

применялся в отношении фарси ещё в древние времена, обозначая выразительность,

плавность, музыкальность и мягкость.

 

Персидский язык принадлежит к индо-европейской группе языков. Более того, имея много

схожего с другими языками субконтинента, он также относится к индо-иранский ветви

индо-европейской семьи.

 

Иранские языки / calligraphy-museum.com

 

В течение предыдущего тысячелетия и эпохи переселения, индийцы направились

в сторону гор Гиндукуш и иранцы обосновались на месте современного Ирана. Именно здесь

и сформировалась иранская группа языков. Эти языки в последствии распространились

на большой территории: на востоке они достигли Трансоксанию (Мавераннахра),

берегов рек Аму Дарья и Сир Дарья; на севере они покрыли всю территорию Великого

Хорасана, Харазма, Кавказа и берегов Каспия; на западе они захватили Месопотамию,

на юге – берега Персидского залива и Оманского пролива.

 

В настоящее время иранские языки распространены на пространствах Центральной Азии,

Закавказья, Афганистана и других стран Западной Азии.

 

Согласно лингвистам, иранские языки восходят к прото-индо-европейским, так как

имеют общие корни, однородность базовой лексики и основ грамматики. Таким образом,

критерием отнесения различных языков  к иранской группе являются не географические

границы Ирана, а сами международные критерии лингвистов. Так, например, осетинский

язык, ягнобский язык (язык ягнобцев, жителей долины реки Ягноб в Таджикистане)

и пушту все относятся к иранской ветви языков согласно современным правилам лингвистики.

 

В персидском языке различают 3 периода его развития. Первый длится до правления

династии Ахеменидов, к нему относят древний персидский и авестийский.  Языки этого

периода, как и многие другие древние языки, имеют сложную грамматику.

 

Ко второму периоду относят время от Ахеменидов до ранней Исламской эпохи. Языки

разделены на западные и восточные группы согласно лингвистическим и географическим

правилам. Среди западных языков можно выделить согдианский, харазмийский,

скифский, балхи; в то время как парфийский (ашканидский пехлевийский) и сасанидский

пехлевийский (южный пехлевийский) могут быть отмечены среди западных языков.

Среди самых знаменательных работ, написанных на этих языках: переводы и комментарии

Авесты, философские и религиозные книги, как, например, Бондахашн, Задеспарам,

Пехлевийские повествования и др.

 

Иранские языки претерпели значительные изменения в этот период. Аудио-система

языка значительно упростилась; спряжение существительных, прилагательных и

местоимений прекратило своё существование; исчез род и многое другое.

Это ознаменовало начало третьего периода иранских языков, когда родился «сладкий»

персидский язык, язык поэзии, культуры, области знаний, любви и мистицизма.

 

В рамках синтаксиса и написания фарси имеет множество уникальных черт,

привлекающих внимание лингвистов. Среди них: простое произношение букв,  

сладкозвучные слова и выражения, простая грамматику и легкость создания

новых слов за счёт префиксов и суффиксов.

 

Сочетание иранской и исламской мысли сделало этот язык таким долговечным,

динамичным и сладким. Греческие и индийские учёные также обогатили и развили

этот язык. Литература Сасанидской эпохи также очень богата. Стоит только упомянуть

«Динкард» (динкарт), серию энциклопедических книг, которая  сохранилась до наших дней.

Сложные философские и религиозные темы говорят о высоком уровне персидского языка.

 

Фрагмент стихотворения на персидском языке "Вчера я быстро прошел мимо тебя,

чтобы окружающие ничего не заметили" / wdl.org

 

Ближе к концу эры Сасанидов и началу исламской эры, фарси настолько богат как язык,

что когда он сталкивается с таким новым и сильным явлением, как арабский язык, 

он не стирается и не поглощается новым языком, хотя и впитывает арабские слова,

но лишь согласно своей собственной структуре. 

 

Источник: parstoday.com